Механизм сдерживания цен на ЖНВЛП показал свою эффективность

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова выступила на «Правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В своем выступлении министр особо отметила, что важным элементом доступности медицинской помощи является лекарственное обеспечение.

«Главной задачей здесь стало сдерживание цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Для этих целей как сам Перечень ЖНВЛП, так и порядок его формирования претерпели существенные изменения. Впервые Перечень стал формироваться открыто, с одновременной трансляцией заседания Комиссии в сети Интернет. Несмотря на экономические трудности, в прошлом году список ЖНВЛП был расширен с 608 до 646 МНН, что соответствует примерно 27 тыс. торговых наименований лекарств.

Постоянно проводимый Росздравнадзором мониторинг цен показывает эффективность механизма сдерживания. Так, за 10 месяцев текущего года цены на препараты амбулаторного сегмента ЖНВЛП увеличились на 1 %, в дешевом сегменте – на 1,5 %, тогда как для препаратов, не входящих в Перечень, – на 7,2 % и 27,3 % соответственно.

Анализ практики закупок лекарственных средств в регионах, проведенный совместно с контрольно-надзорными органами, в том числе анализ Счетной палаты Российской Федерации, показал сохраняющийся значительный разброс цен на одинаковые препараты. Для того чтобы исключить подобную практику, Министерство здравоохранения выступило с инициативой, поддержанной Президентом Российской Федерации, о создании единой информационно-аналитической системы по государственным и муниципальным закупкам лекарственных препаратов.

Данный проект уже реализуется совместно с Госкорпорацией «Ростех». Система начнёт заполняться информацией с марта 2017 года и позволит перейти к новому механизму определения начальной цены контракта при государственных и муниципальных закупках лекарств – по средневзвешенный рыночной цене. Это приведёт к значительному сокращению разброса цен по каждому МНН и торговому наименованию и, как результат, повышению эффективности государственных расходов и увеличению охвата населения необходимыми лекарствами.

Отдельно отмечу, что проектный бюджет 2017–2019 гг. позволит сохранить все имеющиеся обязательства в плане лекарственного обеспечения.

Важно, однако, чтобы лекарства были не только доступными и недорогими, но и качественными. Именно поэтому отдельным направлением нашей работы является борьба с недоброкачественной, контрафактной и фальсифицированной лекарственной продукцией. По данным мониторинга, проводимого совместно Росздравнадзором, контрольными и правоохранительными органами, доля фальсифицированных лекарств на российском рынке составляет менее 0,01%.

С тем, чтобы обеспечить полную защиту населения от фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов и оперативного выведения их из оборота, Министерством инициировано создание автоматизированной системы мониторинга движения маркированных лекарственных препаратов. Планируется, что уже к концу 2018 года все ЖНВЛП будут маркироваться QR-кодом, что сделает возможным прослеживание всего их оборота от производителя до конечного потребителя.

В нашей стране объемы финансирования отрасли ежегодно повышаются. Если в этом году бюджет на здравоохранение составил приблизительно 2,6 трлн рублей, то в следующем году он будет уже около 3 трлн рублей

В заключение своего выступления Вероника Скворцова ответила на ряд вопросов сенаторов, касающихся финансирования, подготовки кадров, перинатальных центров и др. (см. видео).