Основные инструменты роста российской фармрозницы себя исчерпали

Аналитическая компания RNC Pharma представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 кв. 2017 г.

С одной стороны, развитие российской фармрозницы в 1 квартале 2017 г. ознаменовалось укреплением тех позитивных тенденций, начало которых было положено ещё в прошлом году. Спрос на ЛП медленно, но восстанавливается, причём как за счёт роста натурального объёма потребления, так и в результате переключения потребителей на приобретение более дорогостоящих ЛП. С другой стороны, имеющаяся положительная динамика, пока, увы, не более чем приятный факт, который хоть и улучшает общее самочувствие аптечных учреждений, но в силу объективных причин не может служить базой ни для количественного, ни для качественного развития отрасли.

Основные инструменты роста, которые были задействованы в развитии фармрозницы в недавнем прошлом, сейчас либо полностью не эффективны, либо очень близки к порогу целесообразности. Например, уже практически невозможно найти подходящее по площади и условиям аренды помещение в местах с достаточным уровнем трафика. Определённые возможности здесь, правда, открывают глобальные инвестиционные программы, скажем проект реновации в Москве, но даже при всей масштабности данных проектов, эти истории сугубо локальные. Схожие перспективы открывает сейчас сход с дистанции некогда крупных аптечных сетей в отдельных регионах, скажем в Санкт-Петербурге. Возможности ценовой конкуренции тоже близки к исчерпанию, сейчас подразделения-дискаунтеры в своём составе имеет фактически каждая уважающая себя аптечная сеть, а переступать грань ценовой войны в текущих условиях себе дороже.

Между тем интерес к фармрынку со стороны нефармацевтической розницы обещает в обозримой перспективе серьёзное усиление конкуренции, так что фармритейлу в ближайшие пару лет придётся очень серьёзно озаботиться поиском новых драйверов развития. Впрочем, в случае масштабного развёртывания аптечных проектов X5 и «Магнита», совсем без потерь, обойтись будет едва ли возможно.  Но пока можно хотя бы попытаться минимизировать эти потери.

 Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 1 кв. 2017 г.

Аптечная сеть Расположение центрального офиса Количество точек на 01.04.2017 Доля на рынке по итогам 1 кв. 2017, %
ЛП не ЛП рынок в целом, без ЛЛО
Классические аптечные сети
1 АСНА1 Москва 5 020 8,4 6,2 7,9
2 Ригла2 Москва 1 781 4,8 4,2 4,7
3 Аптечная сеть 36,6 Москва 1 755 4,2 3,5 4,0
4 Имплозия2 Самара 2 101 3,1 2,6 3,0
5 Планета Здоровья Пермь 1 136 2,9 1,5 2,5
6 ГК Эркафарм (Доктор Столетов & Озерки) Москва 366 2,6 2,0 2,4
7 Нео-Фарм Москва 340 2,2 1,1 2,0
8 Радуга (включая Первую Помощь)2 С.-Петербург 1 033 2,1 1,7 2,0
9 Фармленд Уфа 734 1,6 1,4 1,6
10 Фармаимпекс2 Ижевск 580 1,5 1,5 1,5
11 Фармакопейка — Твой Доктор Москва 889 1,5 1,1 1,4
12 Аптека-Таймер Пермь 572 1,5 0,8 1,3
13 Мелодия здоровья Новосибирск 1 004 1,5 1,3 1,4
14 Максавит (включая 36,7С) Н.Новгород 302 1,3 0,4 1,1
15 Вита Самара 725 1,2 1,4 1,3
Аптечные ассоциации3
1 МФО Санкт-Петербург 1 410 2,4 2,3 2,4
2 ПроАптека Москва 1 154 2,0 0,7 1,7
3 ВЕСНА С.-Петербург 671 1,1 1,3 1,1
4 Аптека.ру Новосибирск 13 933 0,5 1,2 0,7
5 Парнас Москва 238 0,5 0,4 0,5
6 Надежда-Фарм Тамбов 114 0,2 0,1 0,2
1 — АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа
2 — экспертная оценка
3 — позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек
Источник: RNC Pharma