«Р-Фарм» поделился опытом внедрения системы маркировки препаратов

Александр Быков17 мая в рамках Российского фармацевтического форума в Петербурге состоялась дискуссия «Промежуточные результаты внедрения системы маркировки и мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до потребителя». В мероприятии принял участие директор по экономике здравоохранения «Р-Фарм» Александр Быков, выступив с докладом об опыте компании по внедрению системы маркировки лекарственной продукции, выпускаемой на предприятиях «Р-Фарм».

Пилотный проект, запущенный несколько лет назад под патронатом Росздравнадзора, предполагает выработку оптимального и надежного механизма обеспечения качества и аутентичности лекарственных препаратов, производимых и находящихся в обращении на территории России. Компания «Р-Фарм» в числе первых фармпроизводителей вызвалась принять участие в этом эксперименте по маркировке контрольными знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения.

Как сообщил Александр Быков, для компании выпуск максимально качественной продукции является социальным и стратегическим приоритетом. В компании всегда отслеживали «судьбу» продукции после выхода ее за стены производственных площадок, поэтому отмечали такое явление, как присутствие на рынке контрафактной и несертифицированной лекарственной продукции под маркой «Р-Фарм». Это влекло за собой как потенциальную угрозу для потребителей, так и серьезный имиджевый урон для компании.

«В связи с этим руководитель компании поставил задачу создать такие условия, чтобы продукция «Р-Фарм» была безусловно гарантированного качества и аутентичности, — отметил Александр Быков. — Мы считаем, что участие в пилотном проекте, по сути, оказывается единственным надежным инструментом, позволившим нам решить эту проблему».

В «Р-Фарм» была реализована целая серия организационных и исполнительских мероприятий. В итоге 14 марта 2017 года на предприятии группы «Ортат» была выпущена первая серия препарата Герцептин с нанесением на упаковку двумерного кода DataMatrix. Маркировка лекарственного средства полностью соответствует требованиям Минздрава. Однако процессу запуска и подготовки к нанесению маркировки на упаковку предшествовала масштабная работа.

Компания «Р-Фарм» выбрала для участия в «пилоте» отечественного производителя ПО Original Group. Компанияранее реализовывала подобные технологии на других товарно-сырьевых рынках. Контроль за движением препаратов осуществляется через оригинальное ПО, разработанное специально с учетом специфики фармрынка. «Код наносится как на упаковку, так и на короба и палетты, что позволяет отслеживать не только движение индивидуальной упаковки, но и перемещение партий. Тем самым мы существенно облегчаем контроль за логистикой препаратов», — заявил Александр Быков.

«Фактически компания получила возможность проводить мониторинг движения всех лекарственных препаратов, помеченных двумерным кодом», — пояснил он — «И каждая операция на пути движения упаковки с производственного участка на склад, затем к контрагентам и заказчику вплоть до потребителя и компания, может отслеживаться нами, контролерами и в конченом итоге самими потребителями».

Кроме непосредственно маркирования, в компании сформирована система аккумулирования данных, что позволяет существенно облегчить контроль и дальнейший мониторинг. Благодаря тому, что эти данные о месте нахождении препаратов можно агрегировать и анализировать, удается избежать возможного дефицита или перебоев в поставках продукции заказчикам. Это существенно улучшает всю экономику предприятия.

Александр Быков заверил, что проект активно развивается: «Недавно мы стали маркировать препарат для лечения ВИЧ/СПИДа, на очереди дорогостоящие препараты, входящие в программу «Семь нозологий» и социально значимые препараты».