Нарушения при госзакупках не позволяют промышленности реализовать свои возможности

6 июня состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности на тему: «Актуальные вопросы осуществления закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд».

Открыл заседание вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. В своем выступлении он отметил, что отрасль фармацевтической и медицинской промышленности последние несколько лет показывает стабильный рост. Предприятия отрасли активно используют предлагаемые государством, в т.ч. Минпромторгом России, инструменты поддержки. Так, востребованными являются займы Фонда развития промышленности. В частности, за 2015-2017 годы Фондом было одобрено 26 проектов по направлению «Медбиофарма», в том числе 11 проектов, рекомендованных территориальными ТПП. Дмитрий Курочкин представил участникам заседания изданный Палатой совместно с ФРП Сборник лучших региональных промышленных проектов 2015-2016 гг.

Вместе с тем, вложенные частные инвестиции, выделенные средства господдержки не могут быть эффективно реализованы, поскольку большое количество нарушений при проведении государственных закупок ведет к нарушению конкуренции и отсечению от торгов добросовестных производителей. В результате, ряд производителей оказались в тяжелой экономической ситуации.

С основным докладом «Практические аспекты закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий. Конкуренция, поддержка российского производителя и их роль в развитии фармацевтической и медицинской промышленности» выступил президент Ассоциации «Росмедпром» Юрий Калинин.

Анализ правоприменительной практики федеральных законов от 05.02.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и их влияния на повышение доступности, качества и безопасности лекарственных препаратов и медицинских изделий для нужд здравоохранения Российской Федерации показывает, что, несмотря на трудности с финансированием, лечебно-профилактические учреждения и органы здравоохранения не всегда экономно расходуют выделяемые им бюджетные средства.

В 2016 году и первом квартале 2017 года участились случаи нарушения заказчиком правил организации подготовки и проведения конкурсных процедур на закупку медицинской продукции. Включение в состав одного лота продукции различных видов, излишняя конкретизация лотов, составление технического задания и условий исполнения контракта под конкретного поставщика становится нормой, что приводит к ограничению допуска к закупкам большого числа компаний и, как следствие, не эффективному использованию бюджетных средств, а также снижению качества медицинской помощи. В качестве наиболее характерных примеров в докладе приведены:

  1. В 2017 году Минздрав Хабаровского края провёл несколько торгов на закупку генно-инженерных инсулинов человека, технические задания в которых были сформулированы в нарушение требований законодательства под торговое наименование, в результате чего контракт был заключен с единственным участником, по начальной цене.
  2. В 2016 году Ленинградский областной онкологический диспансер осуществил закупки таргетных препаратов на сумму около 80 млн рублей, что хватило для лечения 96 пациентов. Если бы препараты были закуплены с учетом перераспределения между ними согласно российским и международным рекомендациям, то можно было бы пролечить ещё 114 пациентов таргетными и базовыми лекарствами.

Попытки обжаловать решения заказчика не всегда дают положительные результаты. В связи с тем, что в нормативных правовых актах, регулирующих организацию и проведение торгов, недостаточно четко прописаны требования к составу технических заданий, описанию товара, формированию лота, порядку присвоения товарам кодов по новому классификатору продукции ОКПД2, отсутствуют инструменты борьбы с демпингом, в случае возникновения спорных ситуаций специалисты антимонопольной службы часто принимают сторону заказчика. Из-за отсутствия судебной практики иногда по типовым спорам принимаются диаметрально противоположные решения. В результате, отмечается в докладе, ущерб наносится:

  • здравоохранению, которое приобретает лекарства и технику по завышенным ценам;
  • промышленности, которая не реализует свои возможности;
  • бюджету государства, которое вкладывает средства и в развитие отрасли, и в развитие здравоохранения.

Президент Ассоциации «Здравмедтех» Александр Ручкин рассказал о практике государственных закупок одноразовых медицинских изделий. Высокими темпами развиваются предприятия, выпускающие конкурентоспособную одноразовую медицинскую одежду. В прошлом году ими произведено продукции на 3,5 млрд руб., что составило более 70% российского рынка.

Продукция соответствует национальным и европейским стандартам. Однако и они, по указанным выше причинам, не смогли принять участие в 30% проведенных аукционов, в которых снижение цены закупки от начальной максимально не превышало 5%. В аукционах, где принимали участие российские компании, цены закупки медицинской одежды снижались на 30 и более процентов.

Анализ семи аукционов из разных регионов (Северо-Западного, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов) показал, что благодаря включению в технические задания «защитных позиций» в виде продукции зарубежного производства снижение цены закупки от начальной максимальной находилось в пределах от 0 до 5 процентов. В 5 других аукционах, где не было «защитных позиций», цена закупки составила 41% от начальной, так как в них участвовали отечественные производители.

По итогам совместного заседания приняты рекомендации, которые после дополнения поступившими в ходе заседания предложениями будут направлены в Правительство Российской Федерации.