Петр Шотурма: Обзор изменений в правилах GMP ЕС

04.11.2014 |
0
702

Эксперты от предприятий и профессиональных групп могут и должны принимать активное участие в формировании стандартов для фармацевтической промышленности, вплоть до совместной разработки и адаптации лучших зарубежных практик.

GMP И РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОРГАНЫ

Петр Шотурма
Петр Шотурма, выступление на конференции «Обеспечение качества лекарственных средств», июнь 2014 г.

Первые программы по контролю надлежащей производственной практики появились в США. FDA – Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарств, с 1938 года 20-го века регламентирует и контролирует всю деятельность: от разработки до продажи лекарств на рынке США (так называемый пункт 21 кодекса федеральных правил США и представляет собой текст американского сGMP). Аналогичные правила появились в Евросоюзе, Австралии, Японии, Корее, ЮАР и большинстве других развитых государств. В Евросоюзе этим регулированием занимается EMA (ранее EMEA) – Европейское агентство лекарственных средств. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) поддерживает свою версию стандарта. Для сближения регуляторных требований GMP США, в 1990 году Япония и Евросоюз создали международную конференцию по стандартизации отраслевых требований – ICH. Согласованные руководства этой организации включают в себя и GMP ICH Q7 для активных субстанций (АФИ – активных фармацевтических ингредиентов).

В рамках гармонизации технических требований к производству лекарственных средств во всех ключевых регионах США, ЕС и Японии (сотрудничество в рамках ICH) взят курс на гармонизацию требований для регистрации ЛС. Направления охватывают качество, эффективность и безопасность.

С 2001 года США взяли курс на новую концепцию «GMP для 21-го века» и через взаимодействие в рамках ICH эта концепция стремительно приживается в ЕС. Не все практики США находят отзыв в европейском регионе. Проблемно воспринимается концепция «Управления рисками для качества» (QRM), «Качество через разработку» (QbD), процессно-аналитическая технология (PAT), что часто связано с недостаточной осведомленностью отрасли о возможностях и методах реализации указанных концепций.

Последние примеры внедрения наработок ICH, это документы Q9 и Q10, вошедшие в состав Части 3 европейских правил GMP. По-другому обстояли дела и в Японии, где применение правил GMP PIC/S (практически идентичны правилам в ЕС) носило избирательный характер, но в связи с вступлением регуляторного органа в PIC/S в будущем планируется более полная гармонизация с правилами ЕС и США.

Согласование проектов изменений в правила GMP ЕС профессиональными организациями и фармацевтической промышленностью является одним из важнейших факторов развития фармацевтического производства на территории стран-участников ЕС. Обязательным этапом является публичное обсуждение проектов изменений и реагирование на предложения, замечания и комментарии фармацевтических производителей и профессиональных организаций.

Под координацией Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency) функционирует рабочая группа инспекторов GMP/GDP, которая подготавливает новые и пересматривает существующие правила GMP и GDP.

Рабочая группа публикует на сайте с целью консультаций наработанные тексты изменений в законодательство (Concept Papers). Все заинтересованные (работники отрасли, эксперты и др.) могут внести свои предложения, замечания и комментарии. Полученные материалы в ходе публичных консультаций размещаются на сайте.

Рассмотрим более подробно измененные требования к персоналу.

16 августа 2013 г. Европейская комиссия опубликовала пересмотренную главу 2 «Персонал», которая вступила в действие 16 февраля 2014 года. Изменения были внесены с целью интеграции принципов «Фармацевтической системы качества», как описано в документе ICH Q10 «Pharmaceutical Quality System».

Основные принципы остались неизменными; однако, были добавлены несколько новые подходы.

БОЛЕЕ ВАЖНАЯ РОЛЬ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА

Аналогичным образом, как и в стандарте ISO 9001, теперь подчеркну та роль высшего руководства в системе менеджмента качества. Высшее руководство теперь несет «полную ответственность, чтобы обеспечить создание эффективной системы управления качеством для достижения целей в области качества». Высшее руководство должно также «установить политику в области качества, которая описывает общие намерения и направления деятельности компании, связанные с качеством». Они должны участвовать в анализе функционирования системы качества высшим руководством.

Кроме того, высшее руководство несет ответственность за «поддержание системы управления качеством и постоянное повышение своей эффективности» и предоставляет все необходимые ресурсы.

ВВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

Новая глава содержит тенденции в фармацевтической промышленности для перемещения все большего количества задач, применительно к качеству, в специальный Отдел обеспечения качества (прим. автора – или управления качеством). В действующей редакции российских Правил GMP, которая теперь должна быть обновлена, много обязанностей, относящихся к качеству, закреплены только за руководителем Одела контроля качества и руководителем производства. Теперь, дополнительно и в зависимости от размера и организационной структуры компании, «может быть назначен отдельный начальник отдела обеспечения качества или начальник отдела качества». В этом случае, некоторые из обязанностей могут выполняться совместно с руководителем Отдела контроля качества и руководителем производства.

ДОБАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА О КОНСУЛЬТАНТАХ

В соответствии с новым пунктом 2.23, консультанты «должны иметь соответствующее образование, профессиональную подготовку и опыт». Их компетенции должны быть документированы. Это означает, что производителю лекарственных средств должны быть доступны записи о квалификации консультантов перед тем, как он примет решение и заключит договор об использовании консультативной помощи.

В начале апреля 2014 г., Комиссия ЕС опубликовала новую главу 6 «Контроль качества». Правила GMP в этой части вступили в силу с 1-го октября 2014 г. в странах-участниках ЕС.

Изменения включают различные дополнения. Например, был добавлен следующий текст в раздел 6.5: «лабораторное оборудование не должно постоянно перемещаться между областями высокого риска, чтобы избежать случайного перекрестного загрязнения, в частности, микробиологическая лаборатория должна быть организована таким образом, чтобы свести к минимуму риск перекрестного загрязнения».

Согласно разделу 6.9 теперь все результаты, выходящие за пределы тренда (OOT), и все результаты за пределами спецификации (ООS) должны быть проанализированы и должно вестись расследование. Кроме того, в разделе 6.12 появилось новое требование относительно плана отбора проб на основе оценки рисков. Отдельные требования в отношении эталонных стандартов (6.20), касательно их аттестации и сертификации. Всякий раз, когда существуют эталонные стандарты из официально признанных источников (как правило, фармакопейные), они должны использоваться предпочтительно в качестве первичных эталонов, если только полностью оправданы (использование вторичного стандарта разрешается, как только их прослеживаемость к первичным стандартам была продемонстрирована и документирована).

ДОБАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛА О ПЕРЕДАЧЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Правила в отношении «Технической передачи методов испытаний», начиная с раздела 6.37 до 6.41 совершенно новые. Рассмотрим их подробнее.

До передачи метода контроля, передающая сторона должна убедиться, что метод(ы) контроля соответствуют описанным в торговой лицензии (прим. – регистрационном досье).

Так, должны быть проанализированы результаты валидации метода(ов) испытаний для обеспечения соблюдения текущих требований Международной Конференции по Гармонизации Технических Требований в части регистрации лекарственных средств (ICH). Должен быть выполнен анализ недостающей информации и документально определена необходимость в дополнительной валидации, которая должна быть выполнена до начала передачи методов принимающей стороне.

Раздел 6.38 требует, чтобы при передаче методов контроля от одной лаборатории (передающей лаборатории) в другую лабораторию (принимающая лаборатория) использовался подробный протокол (т.н. план передачи). Данный протокол передачи должен включать, но не ограничиваться, следующими данными:

— наименование метода контроля, который планируется передавать; 

— необходимость в дополнительном обучении; 

— перечень стандартов и образцов, необходимых для проведения испытаний; 

— перечень любых специальных условий транспортировки и хранения материалов, используемых для испытаний;

— критерии приемлемости должны быть основаны на результатах валидации и на соответствующих требованиях ICH. 

Любые же отклонения от протокола должны быть расследованы до закрытия технического трансфера. В заключительном отчете должны задокументировать сравнительный исход процесса и должны определить области, требующие дальнейшей ревалидации метода контроля.

В случае необходимости, специальные требования, описанные в Фармакопеее, должны быть выполнены в отношении специфических методов контроля (например, ближней инфракрасной спектроскопии).

С 1-го марта 2015 г. вступят в силу измененные главы 3 и 5 Правил GMP ЕС. Одним из долгожданных изменений в правилах является изменение подхода к совместному производству разных фармакологических групп лекарственных средств, а также изменения в части работы с поставщиками сырья и материалов.


Ознакомиться с полной версией материала можно в осеннем номере журнала «Новости GMP» за 2014 год.