Регуляторы дали разъяснения по вопросу допуска зарубежных медизделий к госзакупкам

Опубликована позиция Минфина России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России по вопросу о применении положений Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств — членов ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными правилами.

Таким образом, ограничение, установленное Постановлением №102, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления №102, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещений об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех видов медицинских изделий, страной происхождения которых являются государства — члены ЕАЭС, подтвержденной сертификатом о происхождении товара.

На основании изложенного, при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 2 Постановления №102, и содержащих сертификат происхождения товара, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного медицинского изделия, а также о поставке медицинского изделия, страной происхождения которого является государство — член ЕАЭС, но не содержащие сертификат происхождения товара, подлежат отклонению.

При наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 2 Постановления № 102, но не содержащих сертификат происхождения товара, ограничение, установленное Постановлением №102, не применяется и иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного медицинского изделия, а также о поставке медицинского изделия, страной происхождения которого является государство — член ЕАЭС, но не содержащие сертификат происхождения товара, не признаются не соответствующими требованиям и не подлежат отклонению.

В случае, если на участие в определении поставщика подана одна заявка (окончательное предложение), ограничение, установленное Постановлением № 102, не применяется, в связи с чем отсутствие в заявке (окончательном предложении) единственного участника закупки сертификата происхождения товара, не является основанием для отклонения заявки.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Таким образом, при осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, способом электронного аукциона, отклонение заявок, содержащих предложение о поставке медицинского изделия иностранного происхождения (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 2 Постановления № 102 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

Также отмечаем, что с 1 июля 2018 года вступает в силу новая редакция пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которой вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.