Арбитраж встал на сторону ФАС в споре с Минздравом и компанией Teva

Ранее в ФАС России поступила и была рассмотрена жалоба компании «Биокад» на действия Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата «Глатирамера ацетат». Начальная (максимальная) цена контракта составляла 650 млн рублей.

Комиссия ФАС России установила, что заказчик предъявил необоснованные требования к дозировке (40 мг/мл) препарата, соответствующие единственному производителю. Речь идет о препарате «Копаксон 40», который, по мнению производителя (Teva pharmaceutical industries limited — Израиль) и Министерства, не имеет аналогов.

Требование Минздрава России о закупке препарата исключительно в дозировке 40 мг/мл без возможности поставки лекарства в дозировке 20 мг/мл с учетом режимов дозирования не соответствует подпункту «б» пункта 2 Особенностей¹ описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380.

По итогам рассмотрения жалобы Минздраву России было предписано внести изменения в закупочную документацию и назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Заказчик отменил аукцион стоимостью почти 650 млн рублей и провел новую закупку, снизив стоимость лота до 319 млн рублей. Таким образом, благодаря действиям ФАС России, удалось сэкономить 331 млн рублей бюджетных средств².

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, компания «Тева» — поставщик препарата «Копаксон 40», обратилась в суд.

«Компания и заказчик не смогли привести в суде доводы, обосновывающие разумность закупки лекарственного препарата в «уникальной» дозировке. Решение суда, поддержавшего предписание ФАС России, защищает конкуренцию на закупках и способствует ее развитию, что в свою очередь положительно сказывается на стоимости препаратов», — подчеркнул заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Максим Дегтярёв.

¹ Согласно подпункту «б» пункта документа при описании в документации о закупке заказчики, помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.

² изначально закупался препарат общей массой 26,9 кг за 650 млн рублей, затем объявлена закупка препарата на 24,7 кг за 319 млн рублей.