Росздравнадзор: Надо уже сейчас внедряться в маркировку

Центр развития перспективных технологий принял участие в ежегодной всероссийской конференции “ФармМедОбращение”. На сессии, посвященной маркировке лекарственных препаратов, выступили представители Минздрава, Росздравнадзора, Федеральной налоговой службы, Ассоциации международных фармацевтических производителей, компаний Bayer, “Новартис”, “Астра Зенека”. “Катрен”, “Р-Фарм” и “Нео-Фарм”.

С 1 ноября 2018 года система мониторинга движения лекарственных средств переходит от Федеральной налоговой службы в единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК, оператором которой является Центр развития перспективных технологий.

“Я вижу, что “Оператор ЦРПТ” заинтересован в развитии системы. Эта заинтересованность видна: они встречаются с производителями, они участвуют во всех наших мероприятиях, (она видна в том — прим. ред.) что они обсуждают и предлагают на рабочей группе. Призываю активнее участвовать в эксперименте как производителей, так и других субъектов фармацевтического рынка”, — открыла встречу заместитель руководителя Росздравнадзора Валентина Косенко.

Заместитель начальника управления обеспечения контроля оборота товаров ФНС России Владимир Мальцев рассказал об актуальном статусе и результатах эксперимента, а руководитель направления “Фарма” Центра развития перспективных технологий Антон Харитонов уточнил, как будет проходить переход системы к новому оператору.

“Система переедет в том виде, в котором вы ее привыкли видеть. Все участники эксперимента получат уведомление о смене доменного адреса системы. Вся информация в личном кабинете будет полностью сохранена. ЦРПТ работает над тем, чтобы для пользователей переход оказался «бесшовным», а техническая поддержка и сопровождение осуществлялись быстро и качественно”, — подчеркнул Антон Харитонов.

В ходе сессии один из пионеров маркировки “Р-фарм” сообщил о результатах участия в эксперименте. “На сегодняшний день все лекарственные препараты, включенные в программу 7ВЗН, выпускаются на наших площадках уже с маркировкой. Практически каждый месяц маркируются новые лекарственные препараты и линейка расширяется. Он (перечень — прим. ред.) включает в себя 14 наименований препаратов. При этом промаркировано уже более 2 млн упаковок лекарств. Наша компания находится в тесном взаимодействии с представителями ЦРПТ для проведения на производственных линиях “Р-Фарм” тестовых испытаний по выпуску препаратов с нанесенной криптозащищенной маркировкой. Отработка тестовых режимов осуществляется как на российских, так и на зарубежных площадках группы компаний “Р-Фарм”, — рассказал директор по экономике здравоохранения компании Александр Быков. По его словам, модель информационной системы, регистрируемые в ней процессы и способы обмена данными уже понятны и определены.

“Мы знаем, как с ними работать и эти процессы вполне реализуемы. Каковы бы ни были требования к маркировке, для обеспечения надежной защиты нашего потребителя от фальсифицированных лекарственных препаратов, продолжим активно внедрять маркировку на нашу продукцию и регистрировать данные в федеральной системе в том виде, в котором это будет предусмотрено действующим нормативно-правовым регулированием“, — сказал он.

С предложениями по оптимизации процесса внедрения системы маркировки у производителей выступила представитель группы компаний “Новартис” Маргарита Мустафина. От лица рабочей группы Ассоциации международных фармацевтических производителей она предложила усовершенствовать требования к отчетности, доработать справочник-каталог лекарственных препаратов (ЕСКЛП) и обеспечить единый источник официальной информации по внедрению системы. Кроме того, Мустафина поблагодарила ЦРПТ за открытое взаимодействие и Росздравнадзор за возобновление рабочей группы. Генеральный директор “Нео-Фарм” Евгений Нифантьев рассказал об опыте внедрения системы в организации розничной торговли.

“Вывод из оборота будет производиться через онлайн-кассы. Наличие криптографической защиты на аптеки не повлияет”, — отметил он.

По данным Министерства промышленности и торговли: уровень готовности к запуску маркировки предприятий из списка 7(12) ВЗН ко 2 кварталу 2019 года составит около 80%, к концу 2019 года — 100%, привел аналитику руководитель направления “Фарма” ЦРПТ. По данным опросов производителей, на 1 июля 2018 года, только 7 компаний маркируют часть своей продукции, 30 компаний установили оборудование, 70 компаний закупили его и около 200 компаний находятся в процессе закупки. Более 150 компаний не предоставили сведения об их текущем статусе. Антон Харитонов призвал фармацевтических производителей не затягивать с приобретением оборудования для сериализации и агрегации.

“Надо уже сейчас внедряться в маркировку. Давайте акцентировать внимание на тестировании, на развитии, на создании документов, на обсуждении этих вопросов. Никто не отменит маркировку, поэтому от вас, уважаемые пионеры, зависит, как быстро это будет продвигаться, а от вас, уважаемые коллеги, которые не являются пионерами, зависит то, как вы будете работать с 1 января 2020 года (когда маркировка станет обязательной для всего фармацевтического рынка — прим. ред)”, — сказала заместитель руководителя Росздравнадзора Валентина Косенко в своем заключительном слове.