Цифровая революция в клинических исследованиях на российском рынке

В рамках конференции “Клинические исследования. Панельные дискуссии”  был представлен инструмент, который минимизирует риск человеческого фактора и позволяет соблюдать требования Протокола.

Рассказала о новых возможностях электронного дневника ePRO в мобильной версии руководитель отдела развития Data MATRIX Екатерина Чурзина. Прежде всего Екатерина отметила, что современное eClinical-решение не только увеличивает вовлеченность пациентов, но и позволяет получать более полные и качественные данные, а также снизить нагрузку на исследователей и мониторов. Приложение интегрируется как с Matrix Cloud, так и с любой другой EDC. Екатерина утверждает, что ePRO Data MATRIX — это инструмент, который минимизирует риск человеческого фактора и позволяет соблюдать требования Протокола.

“Нам важно, чтобы данные вводились своевременно и в полном объеме, и мы сделали все для этого. Например, уведомления о незаполненном опроснике почти не оставят шансов субъекту исследования не ввести необходимые данные. Пациенту не нужно запоминать, когда нужно войти в приложение, приложение само обо всем напомнит. Календарь событий отражает все важные предстоящие события. А в случаях, когда сообщение от спонсора требует особого внимания – оно всегда будет на первом месте”, — рассказала Екатерина Чурзина.

Разработка компании представляет готовый SaaS-продукт, который предлагает решения для BYOD (Bring-Your-Own-Device) и non-BYOD подходов, что означает, что данные могут вводиться как в закупленный спонсором девайс, так и в личный смартфон пациента. Была отмечена и другая интересная функция электронного дневника – возможность подключения инфомодуля с предложениями, советами для пациента, а также другой информацией, повышающей вовлеченность субъектов в исследование. Каждый экран снабжен исчерпывающим руководством по использованию приложения, чтобы сократить количество возможных вопросов в техническую поддержку.

“Наше ePRO работает без интернета. Пациент может вводить данные, даже если у него нет связи — все данные сохраняются и при последующем подключении к интернету автоматически переносятся в EDC. Все напоминания о прохождении опросников также всплывают без интернета,” — добавила Екатерина.

Вторая часть панели прошла в формате eClinical workshop, где медицинский директор “Айвикс” Даниил Неменов и менеджер по клиническим исследованиям из Bayer Юлия Калентьева на своем примере рассказали, как использование электронного дневника Data MATRIX упростило проведение исследований и позволило собрать более качественные данные.

Даниил Неменов рассказал, как ePRO позволяет избежать “эффекта парковки”, когда пациенты заполняют опросники на скорую руку перед кабинетом врача. Еще одно преимущество электронных дневников пациента, по словам Даниила, это то, что оно сокращает количество часов работы монитора, тем самым серьезно оптимизируя бюджет исследования.

“Использование ePRO позволило нам сократить бюджет исследования в 4 раза. Любое оборудование сегодня стремительно дешевеет, но даже если мы спишем через какое-то время девайсы по амортизации, электронные дневники — все равно будут дешевле пересылки бумаги, распечатывания опросников и любого другого бумажного формата, который к тому же сопровождается риском потери данных или отдельных документов. Плюс, при переносе данных в цифровой формат качество данных также снижается”, — добавила Юлия Калентьева.

Электронный дневник от Data MATRIX — это совершенно новый уровень пользовательского опыта. Интуитивно-понятный интерфейс, как и программа в целом, максимально гибкие и позволяют настроить и кастомизировать даже нетипичные опросники под нужды конкретного проекта.

Участники встречи сошлись на мнении, что в современных реалиях рынка традиционные подходы уже не столь эффективны, и есть острая необходимость перехода на электронный сбор данных, вводимых пациентами. На сегодняшний день компания Data MATRIX является единственным вендором подобного решения в России, которое соответствует мировым стандартам и современным IT-трендам. С момента появления на рынке продукты и сервисы Data MATRIX стали широко востребованы у более 180 фармацевтических компаний и CRO из более 20 стран. В настоящее время среди клиентов компании: AstraZeneca, Novartis, Takeda, SENJIU, Abbott, Ниармедик Плюс и другие.