Обострение конкуренции и расширение скидок остановили рост продаж Xarelto

После тяжелого года для антикоагулянта Xarelto, который выпускают Bayer и Johnson & Johnson, компании надеялись, что в 2019 году конкуренция станет ниже. Но у Pfizer и Bristol-Myers Squibb были другие планы.

После того, как в первом квартале 2019 года доля Xarelto составила 23%, то есть столько же, что и год назад, стало очевидным его отставание от Eliquis, который в первую неделю апреля занял внушительные 39% альтернативного рынка варфарина. Аналитик Credit Suisse Вамил Диван написал заметку для инвесторов, как реакцию на отчет о продажах Xarelto в первом квартале, который продемонстрировал, что повышение его стоимости было компенсировано расширением предложения скидок и обострением конкуренции, отметил Диван.

Что же происходит с популярнейшим продуктом Bayer и J&J?

По мнению Дивана, Xarelto стал жертвой агрессивного снижения цен в США и усиления конкуренции, которое наблюдается в последние годы – это именно те факторы, которые компенсировали рост цен на лекарство. Частично это «скидочное безумие» связано с изменением политики Medicare в 2018 году, которое сократило доходы от продаж.

Продажи Xarelto снижаются на протяжении шести кварталов подряд, в то время как продажи Eliquis, занимающего сейчас 39% рынка, продолжают расти. Третий конкурент, Pradaxa компании Boehringer Ingelheim, занимает третье место с 3%.

12 апреля стало известно, что на Xarelto было выписано более 204 тыс. рецептов по сравнению с почти 343 тыс. на Eliquis. По данным IQVIA, падение продаж Xarelto составило почти 5%.

С ужесточением конкуренции в сегменте антикоагулянтов агрессивные скидочные компании в США пошатнули позиции Xarelto, что привело к тому, что J&J прогнозирует стагнацию продаж по итогам года, причем компания в отчете о доходах инвесторов, опубликованного на прошлой неделе, назвала 2019 год «самой глубокой точкой падения». В первом квартале 2019 года продажи медикаментов снизились на 6,3% до 542 млн долларов.

Это снижение частично связано с недавним изменением федерального закона, известном как положение donut hole, которое требует от производителей лекарств значительных скидок на покрытие Medicare Part D. Диван сказал, что, начиная с этого года, скидка donut hole у производителей возрастет до 70%.

С целью минимизировать сокращения продаж J&J рассматривает расширение бренда Xarelto, но Диван сказал, что влияние данной меры на продажи компании будут ощутимы только в долгосрочной перспективе.

В октябре 2018 года FDA одобрило использование Xarelto при ишемической болезни легких, что, по словам аналитиков, может приносить дополнительно 1,5 млрд долларов в год. Однако Диван сказал, что компания заняла выжидательную позицию в вопросе расширения применения Xarelto, утверждая, что для увеличения его продаж в сегменте лечения ишемической болезни легких могут потребоваться годы.

Производители Xarelto постоянно ищут новые ниши на рынке – одобрение со стороны FDA последовало после нескольких отказов ведомства разрешить использовать данный препарат для лечения тромбов и болезней сердца. Несмотря на не слишком удачные результаты испытаний, J&J продолжает надеяться, что Xarelto может получить одобрение по обеим болезням.

Вместе с тем, Bayer еще в 2017 году приостановил собственные испытания Xarelto после того, как стало понятно, что лечение пациентов, перенесших инсульт, с помощью Xarelto не сильно отличается от лечения аспирином при профилактике второго инсульта или эмболии.