Прозрачность закупочных процедур определяется не только вопросом как закупать, но и что закупать

В рамках прошедшей в Москве конференции «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий» эксперты отрасли пытались найти ответ на вопрос что не так в закупках лекарств в соответствии с 44-ФЗ.  Мнение ФАС России по этому вопросу представил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев.

Отвечая на вопрос о прозрачности закупок лекарственных средств спикер отметил, что «проблема в обеспечении общественных интересов всегда заключается в двух вопросах – как закупать и что. За первый вопрос отвечает система государственных закупок, регулируемая 44-ФЗ. Прозрачность закупочных процедур в соответствии с этим федеральным законом приводит к тому, что все участники имеют равный доступ, и в рамках здоровой конкуренции снижается цена».

Тимофей Нижегородцев сообщил, что сейчас в системе обеспечения лекарственными препаратами проводятся мероприятия, направленные на повышение прозрачности процедур и на уточнение всех процессуальных моментов.

«Основная история связана с созданием и функционированием информационно-аналитической системы, которая позволит устранить недочеты системы, возможность «заточки» под конкретных производителей, которая позволит стандартизировать установление начальной максимальной цены контракта и другие процедуры. Работа эта идет тяжело. Связано это с тем, что цифровизация сама по себе не является благом. Цифровизация – это такой мощный конь, всадником которого являются каталоги и адекватная работа по регистрации лекарственных препаратов. Если эти функции выполняются некорректно, то конь будет везти куда угодно, но только не к цели», — подчеркнул он.

Задача государственного регулирования, со слов спикера, заключается в проведении дальнейшей работы по стандартизации процедур.

«Причем эта стандартизация должна касаться не только описания лекарственных препаратов, их регистрационных досье и данных – то, чем ФАС сейчас занимаемся совместно с Минздравом. Эта стандартизация должна выйти и на уровень клинических рекомендаций. Чтобы не возникали ситуации, когда в отдельных больницах принято лечить «по-другому» — лекарствами определенных производителей, понятно каким образом простимулировавшими этот способ лечения. Обоснованность решения врачебных комиссий, особенно когда дело касается больших групп пациентов, нужно контролировать. Дальнейшая работа по стандартизации в рамках клинических рекомендаций должна быть продолжена для того, чтобы сократить возможности непрозрачного формирования элементов закупки и непрозрачного принуждения и государства, и пациентов закупать самые дорогие, а не более эффективные лекарственные препараты, ухудшая экономическую эффективность системы здравоохранения», — резюмировал Тимофей Нижегородцев.