Разработан Порядок организации калибровки средств измерений в ЕАЭС

На правовом портале ЕАЭС размещен для публичного обсуждения проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «Об утверждении порядка организации калибровки средства измерений».

Данный проект предусматривает:

  • создание механизмов взаимного признания результатов работ в области обеспечения единства измерений путем утверждения правил взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений
  • использование эталонов единиц величин, средств измерений, стандартных образцов и аттестованных методик (методов) измерений, для которых государствами-членами обеспечивается метрологическая прослеживаемость получаемых с их помощью результатов к Международной системе единиц (СИ), к национальным (первичным) эталонам и (или) к международным эталонам единиц величин
  • применение согласованных порядков выполнения работ в области обеспечения единства измерений.

В отношении работ по калибровке средств измерений предусмотрено, что согласованный порядок организации калибровки в государствах – членах Союза и правила (условия и процедуры) взаимного признания результатов калибровки средств измерений в рамках Союза утверждаются Комиссией. Государства-члены принимают меры, направленные на гармонизацию законодательства государств-членов в области обеспечения единства измерений в отношении установления требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин и шкалам величин, средствам измерений, стандартным образцам, методикам (методам) измерений на основе документов, принятых международными и региональными организациями по метрологии и стандартизации. Организация калибровки средств измерений в государствах-членах на основе общих, гармонизированных с международными, принципов и требований, применяемых в отношении субъектов калибровочной деятельности, направлена на обеспечение гарантий достоверности и международной сопоставимости измерений, необходимых для признания их результатов на международном уровне.

Сегодня гармонизацию затрудняют имеющиеся различия в законодательстве государств-членов в сфере регулирования организации калибровочной деятельности, иногда существенные с точки зрения выработки общих подходов к организации калибровки средств измерений в рамках Союза. Детально эти различия представлены в информационно-аналитической справке о последствиях влияния проекта решения Евразийской экономической комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, содержание нормативного и методического обеспечения калибровочных работ и самой практики калибровочных работ, проводимых в государствах-членах, не в полной мере соответствует положениям международных документов. Также не всегда совпадают термины и определения, используемые в области калибровки в государствах-членах, как между собой, так и с соответствующими определениями, введенными международным документом «Международный словарь по метрологии. Основные и общие понятия и соответствующие термины (VIM 3), 2010». Не определена возможность и необходимость распространения процедуры калибровки на средства допускового контроля и испытательное оборудование (ни используемый понятийный аппарат, ни положения действующего законодательства государств – членов Союза не исключают такой возможности, но и прямо её не предусматривают). Отсутствуют перечни метрологических характеристик, которые должны оцениваться при калибровке отдельных видов средств измерений (в сфере государственного регулирования), и порядок их установления.

Выявление и закрепление общих принципов и подходов в акте Комиссии о порядке организации калибровки средств измерений позволит в рамках гармонизации законодательства государств-членов в области обеспечения единства измерений, в частности в рамках организации калибровки средств измерений, укрепить основу обеспечения взаимного доверия к результатам измерений, производимых на их территории, и будет способствовать организации на единых принципах метрологической прослеживаемости в государствах-членах. Во избежание введения наднациональных форм регулирования, не соответствующих национальному законодательству государств-членов, вносящих сложности при осуществлении метрологической деятельности на территории какого-либо из государств-членов, при решении задачи гармонизации законодательства в области обеспечения единства измерений государств-членов в части организации калибровки средств измерений предполагается ориентироваться главным образом на меры по гармонизации с международными документами, действующими в области калибровки средств измерений.

Согласно предложенному проекту решения органы государственной власти (управления) и юридические лица государств-членов, вовлеченные в деятельность по калибровке средств измерений, должны быть уполномочены (нотифицированы) в соответствии с законодательством своего государства на выполнение работ в области обеспечения единства измерений. Юридические лица или структурные подразделения юридических лиц, действующие от их имени, осуществляющие калибровочную деятельность, должны:

  • быть аккредитованными органами по аккредитации своего государства на компетентность по проведению калибровки;
  • осуществлять калибровочную деятельность в соответствии с едиными требованиями, гармонизированными с международными требованиями и нормами, действуя в соответствии с порядком;
  • действовать в рамках норм и правил, установленных в законодательстве своего государства, в частности, быть зарегистрированными в национальной системе калибровки при наличии в государстве-члене такой системы.

В целях обеспечения взаимного признания результатов калибровки юридические лица и их структурные подразделения должны соответствовать следующим (одному или нескольким) условиям:

  • соответствовать требованиям Международного комитета мер и весов к компетентности и демонстрированию потенциальных возможностей, установленным в Договоренности о взаимном признании национальных измерительных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами;
  • быть аккредитованными национальным органом по аккредитации государства-члена, действующим в соответствии с требованиями, установленными в праве Союза;
  • соответствовать требованиям по метрологической прослеживаемости в соответствии с ГОСТ ИСО/МЭК 17025 и представлять органу по аккредитации государства-члена подтверждение соответствия;
  • юридические и физические лица – пользователи и владельцы средств измерений, подлежащих калибровке, должны следовать положениям порядка в части: подачи заявки по установленной форме; предоставления средства измерений в комплектности в соответствии с эксплуатационной документацией; предоставления иных предусмотренных порядком сведений; выполнение предусмотренных порядком обязательств об оплате работ по калибровке средства измерений.