Эксперт: «Россия нуждается в продвижении своей системы регулирования в мире»

1411

6 декабря в Москве, в рамках Национального промышленного форума, состоялась отраслевая сессия «Фармацевтическая и медицинская промышленность», в ходе которой участники обсудили вопросы развития экспорта.

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» предполагает существенное увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году. В том числе на фармацевтическую отрасль правительство возлагает большие надежды. Сейчас органы власти стараются выработать инструменты, с помощью которых эти цели будут достигнуты. Существует мнение, что условия проведения клинических исследований тормозят развитие экспорта, и данное направление требует финансовой поддержки. Однако, стоимость проведения исследований третьей фазы такова, что бюджета нацпроекта хватило бы лишь на несколько из них. Об этом сказал Иван Глушков, директор департамента внешних связей АО «Нижфарм».

«Вряд ли задача нацпроекта состоит в том, чтобы несколько продуктов прошли третью фазу клинических исследований. Мы понимаем, что результаты должны быть показаны к 2024 году, при этом третья фаза клинических исследований, если начать ее сейчас, также займет 5 лет. Рассчитывать на то, что до конца завершения срока действия нацпроекта это даст сколько-нибудь значимый объем экспорта можно, не нереалистично. В случае с любым инновационным продуктом, кроме проведения исследований, требуется еще и фаза, когда нужно научить врача работать с препаратом. Это занимает годы. Тем не менее, задача поставлена. Что делать? Мне кажется, основной тезис состоит в том, что лучшим возможным ответом, с учетом краткосрочной перспективы в 5 лет, может стать экспорт с территории РФ тех продуктов, для которых уже существуют каналы продаж на внешних рынках. В России, в рамках реализации программы «Фарма 2020», иностранными компаниями было построено около трех десятков заводов, которые в целом ряде случаев не загружены полностью. Многие продукты сейчас производятся в других странах мира, на других площадках. Трансфер – это время и деньги. Но время существенно меньшее, чем то, которое требуется для исследований инновационных продуктов, и деньги также не такие большие. У государства есть отличный набор регуляторных механизмов, которые могли бы стимулировать крупные компании смотреть на Россию, как на страну, где выгодно производить ЛС для потребностей третьих стран» — объяснил Иван Глушков.

Еще одна сложность в построении экспорта, по мнению представителей фармацевтического бизнеса, заключается в существующей системе ценообразования. Большое количество стран строят свои системы лекарственного обеспечения на основе внешнего референтного ценообразования. В России сейчас это делается с абсолютным приоритетом потребностей российских пациентов, что правильно, но при этом не учитывается специфика реальной экономики экспорта. Действующие документы составлены таким образом, что госрегулирование цен на ЖНВЛП, в случае с экспортом, поставлено в зависимость от внешних поставок.

«Если я свой препарат, поставляемый на экспорт, регистрирую в стране, где сложившийся уровень цен ниже, чем в РФ, то я должен снизить цены на этот препарат и в России тоже. Складывается весьма спорное положение. Например, вы захотите наладить канал с Африкой, где ВОЗ, в обмен на большие объемы поставок настаивает на низких ценах. В этом случае вам придется делать неоднозначный выбор – либо отказаться от домашнего внутреннего рынка, либо от экспорта. Очевидно, что Минздрав создавал текущие правила, ориентируясь внутрь страны, однако сейчас все больше компаний будут стремиться выйти на другие рынки, и это важно учитывать. Возможно, нужно отвязать локальное ценовое образование от экспортных поставок, чтобы в каждой стране можно было действовать по своим правилам. Если этого не сделать, то, с точки зрения нацпроекта, рассчитывать на значимый объем экспорта будет сложно» — предположил Иван Глушков.

Также актуальным вопросом, касающимся развития экспорта, является необходимость выработки высокого доверия на мировом рынке к российской продукции и регуляторной системе страны. Кроме самостоятельного продвижения препаратов и производственных площадок компаниями, необходима государственная политика в данной области.

«Россия нуждается в продвижении своей системы регулирования на мировых рынках, чтобы другие страны понимали – все, что делается в России, делается действительно качественно. Нужно, чтобы появилось устойчивое словосочетание «настоящее российское качество». Мы понимаем, что большинство новых площадок, которые построены у нас, зачастую имеют гораздо лучшее оборудование и технологии, чем старые европейские площадки. И у России есть все возможности для того, чтобы это показать на внешнем рынке. Нужно целенаправленное продвижение идеи российского качества, а также усилия, направленные на формирование доверия к российской регуляторной системе» — подчеркнул Иван Глушков.

Напомним, что на официальном интернет-портале Правительства РФ опубликованы информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, включая национальные проекты «Здравоохранение», «Наука», «Международная кооперация и экспорт». Согласно представленной информации, до конца 2024 года ожидается рост экспорта продукции фармацевтической и косметической отрасли в 2,8 раза — до $4 млрд.


фармацевтическая сверхчистая вакуумная соль PHARMASAL PHARMASAL API PHARMASAL HD • соответствует требованиям EP, BP, USP, JP и ГФ РФ • сертифицировано GMP • сертифицировано CEP • является активным фармацевтическим ингредиентом • соответствует требованиям EP, BP, USP, JP и ГФ РФ • сертифицировано GMP Продукция Salinen Austria AG